Самостоятельный ребенок – какой он?
Говоря
о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не
способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать
шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.
И
мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто
способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность
принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и
определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и
возможности, и проч.
То есть, самостоятельность не
появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада
характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.
И относиться к развитию этого
сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.
Прежде всего, давайте разберемся, как
проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:
§ 2 года. Ребенок
может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и
положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в
машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
§ 3 года. Малыш
уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после
похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться
и чистить губкой свои сапожки.
§ 4 года. Ребенок
уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами
и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже
способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку
с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное
яйцо.
§ 5 лет. Без
всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать
его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний,
выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
§ 6 лет. В этом
возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме,
повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца,
разогреть в микроволновке обед.
§ 7 лет. Возраст,
когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и
способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться,
стирать свои носки и даже гладить полотенца.
§ 8-9 лет. В
этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а
также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне
(мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе
пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим
людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у
ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще
не было.
Формирование самостоятельности у ребенка
1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей
В
становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни –
одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке
любимых фраза «Я сам!».
Не мешайте
ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.
Просто
дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы
уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.
·
Разбил тарелку пока нес до раковины? На страшно, купите новую. Намочил
подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку - пусть учится убирать воду. Хочет
постирать сой платок сам? Пусть стирает, потом (незаметно конечно, чтобыне
ранить самолюбие чада) перестираете.
·
Любая инициатива в этом возрасте похвальна.
Поощряйте ее и хвалите чадо.
·
Выделяйте ребенку больше времени а сборы,
одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите его и не заставляйте
нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же
скоростью и ловкостью, как вы - он только учиться.
·
Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете
ходить следом за своим карапузом и убирать ( во всех смыслах) последствия г
инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому
смиритесь и помогайте своему ребенку.
·
Будьте личным примером для ребенка во всем - в
личной гигиене, в поддержании порядка в
доме, в вежливости и порядочности.
Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет
- готовимся к школе и осваиваем новые горизонты.
Ваш карапузик уже вырос из пинеток,
малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, кода вы берете его за руку
при друзьях, и нарочито грубо ворчит "Ну, маааам, я сам!"
Как помочь ребенку в этом возрасте
не растерять инициативность и простимулировать
взлелеянную самостоятельность?
·
Составьте вместе с ребенком гибкий график для
домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия.Позвольте ему жить
по этому графикусамостоятельно.
·
Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а
способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя
- именно сейчас они у нег самые важные в
мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал
и приходил советоваться как к другу.
·
Ничего не заставляйте делать. Просто дайте
понять, что в этом мире просто так ничего не падает наголову, и чтобы хорошо
отдохнуть нужно поработать.
·
Позволяйте чаду решать - что надеть, какой
пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать
тетради.
·
Чаще давайте взрослые поручения, которые
окрыляют ребенка - "о, родители считают меня уже взрослым". Например,
сбегать за хлебом (если ненужно переходить дорогу).
·
Закрепите за ребенком его собственные домашние
обязанности. Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на
стол и пылесосит в квартире.
·
Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок
должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научиться их решать.
· Снижайте накал своей гиперапеки. Уже пора Прекращайте хвататься за сердце. когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.
Психологи советуют. Каких ошибок можно избежать при воспитании
самостоятельности у детей?
Воспитывая самостоятельность (как мы
считаем) человека, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают
ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши собственные отношения в
будущем.
Итак, ошибки, которые совершать
никак нельзя:
1.
Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать
сам. Категорически.
2.
Не пресекайте попыток ребенка проявить
самостоятельность, не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде "я
сама сделаю" или "боюсь за тебя" забудте и дайте ребенку
взрослеть без вашей гиперапеки.
3.
Если попытка проявить самостоятельность закончилась
плачевно (испорчены вещи, разбита ваза, кот подстрижен и т.д.) не вздумайте
кричать и ругать. публично оскорблять ребенка. Проглотите обиду и улыбнитесь со
словами " в следующий раз обязательно все получиться".
4.
Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если
выглядит наивно и даже глупо - это не повод для насмешек, подколок и прочее.
5.
Не влезайте со своей помощью и советами если вас о том
не просят.
6.
Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все
получается, и вселять уверенность, не получается.
7.
Не торопите и не осаживайте своего ребенка. Он сам
знает когда пора отказаться от подгузников, есть ложкой, начинать читать,
рисовать и взрослеть.
8.
Не переделывайте работу ребенка при нем. Это обидно и
оскорбительно, если ребенок час мыл посуду. а вы перемываете ложки заново.
Сделайте это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.
И не забывайте, что
самостоятельность - не просто приобретенные навыки, а способность думать,
анализировать и быть ответственным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий