Самостоятельный ребенок – какой он?

            Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

            И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

            То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

            И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

            Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

§  2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.

§  3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.

§  4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.

§  5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.

§  6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.

§  7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.

§  8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.


Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

·       Разбил тарелку пока нес до раковины? На страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку - пусть учится убирать воду. Хочет постирать сой платок сам? Пусть стирает, потом (незаметно конечно, чтобыне ранить самолюбие чада) перестираете.

·       Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.

·       Выделяйте ребенку больше времени а сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите его и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы - он только учиться.

·       Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать ( во всех смыслах) последствия г инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте своему ребенку.

·       Будьте личным примером для ребенка во всем - в личной гигиене, в  поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

 

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет - готовимся к школе и осваиваем новые горизонты.

            Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, кода вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит "Ну, маааам, я сам!"

            Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать  взлелеянную самостоятельность?

·       Составьте вместе с ребенком гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия.Позвольте ему жить по этому графикусамостоятельно.

·       Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя - именно сейчас  они у нег самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться как к другу.

·       Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает наголову, и чтобы хорошо отдохнуть нужно поработать.

·       Позволяйте чаду решать - что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.

·       Чаще давайте взрослые поручения, которые окрыляют ребенка - "о, родители считают меня уже взрослым". Например, сбегать за хлебом (если ненужно переходить дорогу).

·       Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности. Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.

·       Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научиться их решать.

·       Снижайте накал своей гиперапеки. Уже пора Прекращайте хвататься за сердце. когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

 

Психологи советуют. Каких ошибок  можно избежать при воспитании самостоятельности у детей?

            Воспитывая самостоятельность (как мы считаем) человека, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши собственные отношения в будущем.

            Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

1.     Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.

2.     Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность, не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде "я сама сделаю" или "боюсь за тебя" забудте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперапеки.

3.     Если попытка проявить самостоятельность закончилась плачевно (испорчены вещи, разбита ваза, кот подстрижен и т.д.) не вздумайте кричать и ругать. публично оскорблять ребенка. Проглотите обиду и улыбнитесь со словами " в следующий раз обязательно все получиться".

4.     Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо - это не повод для насмешек, подколок и прочее.

5.     Не влезайте со своей помощью и советами если вас о том не просят.

6.     Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается, и вселять уверенность, не получается.

7.     Не торопите и не осаживайте своего ребенка. Он сам знает когда пора отказаться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.

8.     Не переделывайте работу ребенка при нем. Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду. а вы перемываете ложки заново. Сделайте это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

            И не забывайте, что самостоятельность - не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий